НАУЧНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ ИНТЕРМОДАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА, ИНТЕГРИРОВАННОГО В МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ ПУЛКОВО
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются перспективы развития железнодорожной инфраструктуры для улучшения транспортной доступности международного аэропорта Пулково. Анализируется проект создания двухпутной электрифицированной линии Лигово — аэропорт Пулково — Шоссейная, которая позволит интегрировать аэропорт в систему пригородно-городских перевозок Санкт-Петербурга. Особое внимание уделено инженерным решениям, включая тоннельные конструкции и подземный терминал, а также проблемам проектирования интермодальных узлов в условиях действующего аэропорта. Цель: Оценка устойчивости временной крепи и прогнозирование осадок перронного покрытия аэропорта при строительстве тоннелей под действующей инфраструктурой с учетом нагрузок от широкофюзеляжных воздушных судов (на примере Airbus A380-800). Методы исследования: В ходе исследования применялся комплекс взаимодополняющих методов, позволяющих всесторонне оценить поведение системы «перрон — грунтовый массив — крепь» при различных видах нагрузок: натурные испытания, численное моделирование, физическое моделирование, аналитические методы. Практическая значимость: Разработаны основы для проектирования и строительства тоннелей на территории аэропортов. Разработаны конкретные инженерные решения по креплению выработок под перронами с гарантией осадок ≤ 40 мм, обоснована эффективность технологии ADECO-RS для сложных гидрогеологических условий, определены оптимальные параметры временной крепи (96 композитных труб + набрызг-бетон 150 мм).

Ключевые слова:
Железнодорожная инфраструктура, интермодальный транспорт, аэропорт Пулково, транспортная доступность, тоннельные решения, тоннелестроение, аэропортовая инфраструктура, гео- механическое моделирование, осадки, ADECO-RS
Список литературы

1. Кавказский В. Н. Анализ мировых тенденций раз- вития интермодальных пересадочных узлов на базе международных аэропортов / В. Н. Кавказский // Известия Петербургского государственного университета путей сообщения. — СПб.: ПГУПС, 2025. — Т. 21. — Вып. 1. — С. 22–31. DOI: 0.20295/1815-588X-2024-01- 22-31.

2. Коньков А. Н. Оценка влияния опережающей крепи кровли и лба забоя на устойчивость выработки при проходке автодорожного тоннеля в городе Сочи / А. Н. Коньков, Т. В. Иванес, В. И. Хомутов, В. Н. Кав- казский // Промышленное и гражданское строитель- ство. — 2012. — № 6. — С. 23–25.

3. Lunardi P. Design and Construction of Tunnels: ADECOR-S Approach / P. Lunardi. — 2008.

4. Меркин В. Е. О комбинированных обделках транспортных тоннелей из набрызг-бетона с напыляемой гидроизоляцией (по материалам семинара в Норвегии) / В. Е. Меркин // Метро и тоннели. — 2011. — № 3. — С. 16–17.

5. Чеканов П. В. Тоннельный переход между Северным и Южным терминальными комплексами в аэропорту Шереметьево / П. В. Чеканов // Подземные горизонты. — 2016. — № 11. — С. 68–73.

6. Ledyaev A. Examination of the stress-strain state of service tunnels at the airport “Domodedovo” / A. Ledyaev, E. Davidenko, V. Kavkazskiy // International Scientific Siberian Transport Forum TransSiberia. — 2021. — Pp. 28–36.

7. Афонин Д. А. Оперативный геодезический кон- троль деформаций призабойной зоны при инновацион- ных технологиях проходки туннелей / Д. А. Афонин, В. Н. Кавказский, А. А. Никитчин // Известия Петербургского университета путей сообщения. — 2022. — Т. 19. — № 3. — С. 432–443.

8. Меркин В. Е. Управление геотехническими риска- ми в подземном строительстве / В. Е. Меркин, М. Г. Зерцалов, Д. С. Конюхов // Метро и тоннели. — 2013. —№ 6. — С. 36–39.

9. ICAO. Aerodrome Design Manual. — 2018.

10. Баклашов И. В. Геомеханика: в 2 т. / И. В. Бак- лашов, Б. А. Картозия, А. Н. Шашенко, В. Н. Борисов. — М.: Горная книга, 2004. — Т. 1: Основы геомеханики. — Т. 2: Геомеханические процессы.

Войти или Создать
* Забыли пароль?