Россия
Россия
Цель: Определение влияния неисправностей гидравлического гасителя колебаний на раму пассажирской тележки КВЗ-ЦНИИ. Методы: Определено напряженно-деформированное состояние рамы тележки пассажирского вагона с помощью программного комплекса Femap под действием статических и динамических нагрузок. Определены причины возникновения неисправностей гидравлических гасителей колебаний, основной из которых является забивание каналов продуктами износа, возникающего в результате трения штока о внутреннюю поверхность цилиндра. Результаты: Проведенные расчеты, которые согласуются с результатами эксплуатации тележек пассажирских вагонов, показали наличие слабых мест в тележке. Это места крепления гидравлического гасителя колебаний к раме тележки. И если при исправном гасителе эквивалентные напряжения в этих местах не превышают допустимых значений, то при выходе из строя образуются трещины в раме тележки. Поэтому необходимо применять дополнительные конструктивные решения, повышающие надежность работы гасителя колебаний. Практическая значимость: Модернизация гидравлического гасителя колебаний тележки КВЗ-ЦНИИ типов I и II путем добавления в него неодимового магнита диаметром 20 мм позволит удалять из масла металлическую стружку, образующуюся из-за трения штока о стенки цилиндра, что повысит его надежность.
Безопасность движения, плавность хода, гидравлический гаситель колебаний, центральное люлечное подвешивание, гашение колебаний
1. Стрекалина Р. П. Экономика и организация вагонного хозяйства / Р. П. Стрекалина. — М.: Маршрут, 2005. — 436 с.
2. Лукин В. В. Вагоны. Общий курс: учебник / В. В. Лукин, П. С. Анисимов, Ю. П. Федосеев. — М.: УМЦ ЖДТ, 2004. — 424 с.
3. Лукин В. В. Конструирование и расчет вагонов / В. В. Лукин, Л. А. Шадур, В. И. Хотуранов, А. А. Хохлов. — М.: УМК МПС России, 2000. — 732 с.
4. Нормы для расчета и проектирования вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных). — М.: ГосНИИВ-ВНИИЖТ, 1996. — 317 с.
5. Егоров В. П. Устройство и эксплуатация пассажирских вагонов (для проводников): учеб. пособие / В. П. Егоров. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: УМК МПС России, 1999. — 335 с.
6. Быков Б. В. Технология ремонта вагонов: учебник / Б. В. Быков, В. Е. Пигарев. — М.: ИПК «Желдориздат», 2001. — 559 с.
7. Пантюхин А. С. Справочник осмотрщика вагонов / А. С. Пантюхин. — М.: Желдориздат, 2008. — 209 с.
8. Устич П. А. Вагонное хозяйство / П. А. Устич, И. И. Хаба, В. А. Ивашов. — М.: Маршрут, 2003. — 560 с.
9. Челноков И. И. Гидравлические гасители колебаний пассажирских вагонов / И. И. Челноков. — М.: Транспорт, 1975. — 72 с.
10. Пригожаев С. С. Анализ влияния характеристик гидравлического гасителя колебаний на напряженно-деформированное состояние тележки пассажирского вагона / С. С. Пригожаев, А. А. Пыхалов, Н. О. Бурмакин // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. — 2022. — № 2(74). — С. 130–141. — DOI:https://doi.org/10.26735/1813-9108.2022.2(74).130-141.
11. Трескин С. В. Анализ применения гидравлических гасителей колебаний в конструкциях рессорного подвешивания подвижного состава железнодорожного транспорта / С. В. Трескин, Е. Ю. Дульский, В. А. Кручек, П. Ю. Иванов // Известия Петербургского университета путей сообщения. — 2024. — Т. 21. — № 3. — С. 598–608. — DOI:https://doi.org/10.20295/1815- 588X-2024-03-598-608.
12. Трескин С. В. Причины неисправностей гидравлических гасителей колебаний подвижного состава железнодорожного транспорта и возможные пути совершенствования их конструкции / С. В. Трескин, Е. Ю. Дульский, П. Ю. Иванов и др. // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. — 2025. — № 5. — С. 21–31. — DOI:https://doi.org/10.36535/0236-1914-2025-05-3.