аспирант
Россия
Россия
Цель: Определение эффективности виброизоляции упругих подбалластных материалов при вибродинамическом воздействии. Методы: В ходе экспериментов моделировались реальные условия динамических нагрузок от подвижного состава при заданном диапазоне возбуждающих частот с использованием специализированного испытательного оборудования, что позволило оценить динамические характеристики и передаваемость вибрации двух образцов подбалластных матов разной толщины и плотности. Результаты: Определены динамические характеристики, и выявлена зависимость эффективности виброизоляции от частотного диапазона, типа материала и его жесткости. Оптимальная виброизоляция испытываемых образцов подбалластных матов наблюдается в диапазоне частот от 28 до 30 Гц, в котором жесткий и плотный образец UBM-1 демонстрируют лучшие упругодемпфирующие свойства, чем гибкий и утолщенный образец UBM-2. Практическая значимость: Исследование обеспечивает моделирование полевых условий и более точное представление о передаваемости вибрации и упругих свойствах подбалластных матов. Полученные результаты позволяют оптимизировать выбор виброизолирующих упругих материалов и определить эффективность виброизоляции в низкочастотной области, критичной для инфраструктуры, которая дает значимые показатели снижения уровня динамических воздействий, передаваемых на основание пути.
Виброизоляция, подбалластные маты, вибродинамическое воздействие, передаваемость вибрации, комплексный модуль упругости, коэффициент потерь, собственная частота колебаний
1. Ntotsios E. The effect of track load correlation on ground-borne vibration from railways / E. Ntotsios, D. Thompson, M. Hussein // Journal of Sound and Vibration. — 2017. — Vol. 402. — Pp. 142–163.
2. Kouroussis G. Railway ground vibrations induced by wheel and rail singular defects / G. Kouroussis, D. P. Connolly, G. Alexandrou, K. Vogiatzis // Vehicle System Dynamics. — 2015. — Vol. 53. — Iss. 10. — Pp. 1500–1519.
3. Управление надежностью бесстыкового пути / В. С. Лысюк, В. Т. Семенов, В. М. Ермаков; под ред. В. С. Лысюка. — М.: Транспорт, 1999. — 373 с.
4. ГОСТ Р 70258—2022. Маты подбалластные для виброизоляции конструкции верхнего строения пути. Методы испытаний. — М.: НИИСФ РААСН, 2022. — 12 с.
5. Kraskiewicz C. Static and dynamic characteristics of resilient mats for vibration isolation of railway tracks / C. Kraskiewicz, C. Lipko, M. Pludowska, A. Zbiciak // Procedia Engineering. — 2016. — Vol. 153. — Pp. 317–324.
6. DIN 45673-1:2010-08 Mechanical vibration. Resilient elements used in railway tracks. Part 1: Terms and definitions, classification, test procedures.
7. DIN V 45673-4-2008 Mechanical vibration. Resilient elements used in railway tracks. Part 4: Analytical evaluation of insertion loss of mounted track systems.
8. Wettschureck R. G. Vibration and structure-borne sound isolation by means of cellular poly- urethane (PUR) elastomers / R. G. Wettschureck // Proceedings Vibrationsdagen (SVIB). — Stockholm, Sweden, 1994. — Pp. 21–52.
9. Wettschureck R. G. Reduction of structure-borne noise emissions from above-ground railway lines by means of ballast mats / R. G. Wettschureck, M. Heim, S. Mühlbachler // Proceedings Inter- noise 97. — Budapest, 1997. — Pp. 577–580.
10. ГОСТ Р 58017—2017. Пластмассы. Определение механических свойств при динамическом нагружении. Сжатие. — М.: Стандартинформ, 2017. — 12 с.