Россия
Россия
Россия
Россия
Цель: Определение модуля упругости балластной призмы и его неравномерности на участках пути, выправленных способом объемного уплотнения балласта технологической цепочкой путевых машин непрерывного действия (ВПО-С и МПВ), и балластной призмы, выправленной по существующей технологии с применением машин непрерывного и непрерывно-циклического действия (ВПО-С + Dynamic 09-3Х) в полном цикле среднего ремонта пути (РС). Методы: Измерения проводились при вырезанном шпальном ящике до подошвы шпал динамическим плотномером грунтов ПДУ-МГ4.01 «Удар» с тщательным планированием места установки штампа. На каждый поперечный профиль балластной призмы выполнялось по семь измерений. Результаты: Модуль упругости объемного уплотнения балластной призмы участка пути, отремонтированного в объеме капитального ремонта пути третьего уровня и выправленного одинарным проходом машин непрерывного действия ВПО-С и комплекса МПВ, не меньше модуля упругости балластной призмы участков пути, выправленных одинарным проходом с двойной-тройной подбивкой шпал по существующей технологии машиной непрерывно-циклического действия Dynamik 09-3X. Предлагаемая технология обеспечивает требуемые параметры стабилизации пути балластной призмы без дополнительного использования машины динамической стабилизации типа ДСП. Состояние пути после завершения работ по предлагаемой технологии позволяет открывать движение поездов сразу же с проектной скоростью и обеспечивает пропускную способность участка. Практическая значимость: Внесение изменений в нормативные документы для снятия барьеров и препятствий при выполнении работ по ремонту пути с применением машин ВПО-С и МПВ. Внесение изменений в нормативные документы в части формирования нормативной базы по учету модуля упругости и деформации балластной призмы при выполнении работ по ремонту пути с применением различных машин, понятия — объемное уплотнение балластной призмы, состояние уплотнения, модуль упругости и модуль деформации балластной призмы и основной площадки земляного полотна и т. д. В процессе продолжения исследований необходимо разработать технологии выправки пути, обеспечивающие сохранение упругих и дренирующих свойств щебеночного балласта и увеличение жизненного цикла верхнего строения пути.
Модуль упругости, щебень, выправочные машины, балластная призма, шпальный ящик
1. Сазонова С. А. Применение экспресс-методов для определения характеристик насып- ных грунтов / С. А. Сазонова, С. Д. Румянцев // Вестник ПНИПУ. Строительство и архитекту- ра. — 2017. — Т. 8. — № 3. — С. 113–120. — DOI:https://doi.org/10.15593/2224-9826/2017.3.13.
2. Комаров Д. А. Определение деформационных характеристик армогрунтового основа- ния экспресс-методом с помощью динамического плотномера / Д. А. Комаров, В. И. Клевеко // Вестник ПНИПУ. Строительство и архитектура. — 2019. — Т. 10, № 4. — С. 5–12. — DOI:https://doi.org/10.15593/2224-9826/2019.4.01.
3. Борецкий А. Разработка и внедрение новых технологий ремонта пути с применением Универсального путевого комплекса / А. Борецкий // Гудок. — 2021. — № 13. — URL: https:// gudok.ru/newspaper/?ID=1551112 (дата обращения: 08.02.2024).
4. ГОСТ Р 59866—2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги авто- мобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и мето- ды определения. — Введ. 2022-04-01. — М.: Стандартинформ, 2022. — 39 с.
5. Болдырев Г. Г. Методы определения механических свойств грунтов с комментариями к ГОСТ 12248-2010: монография / Г. Г. Болдырев. — 2-е изд., доп. и испр. — М.: ООО «Прондо», 2014. — 812 с.
6. Болдырев Г. Г. Механика грунтов. Основания и фундаменты (в вопросах и ответах): учеб. пособие / Г. Г. Болдырев, М. В. Малышев. — 4-е изд., перераб. и доп. — Пенза: ПГУАС, 2009. — 412 с.
7. СП 22.13330.2016. Основания зданий и сооружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83. — Введ. 2017-06-01. — М.: Минстрой России, 2016. — 156 с.