ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПЕРАТУРНЫХ ДИАПАЗОНОВ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА В КОНТЕКСТЕ ОЦЕНКИ ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЛАГИ В ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ СЕТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель: Исследовать закономерности процесса конденсации влажного атмосферного воздуха в замкнутом объеме пневматических устройств и соединительной арматуры железнодорожного подвижного состава после его сжатия в компрессорной установке. Провести анализ соотношения температуры наружного воздуха, пневматической сети и температуры точки росы в основных диапазонах эксплуатации подвижного состава. Дать оценку степени образования влаги внутри арматуры трубопроводов пневматической тормозной сети железнодорожного подвижного состава в исследованных температурных диапазонах. Методы: Алгоритм исследования процессов конденсации влаги в пневматической сети железнодорожного подвижного состава; сравнение расчетных значений точки росы и температуры поверхности узлов пневматической сети тягового подвижного состава для рабочего диапазона наружных температур в зависимости от относительной влажности атмосферного воздуха. Результаты: Теоретически исследован механизм образования влаги на внутренней поверхности главных резервуаров и соединительной арматуры в зависимости от изменения метеорологических условий, оценено ее возможное негативное влияние на безопасность и эффективность эксплуатации подвижного состава. С применением теоретических основ термодинамики и теплопередачи проведены расчеты и составлена диаграмма соотношения температур атмосферного воздуха, точки росы и поверхности устройств пневматической сети. С использованием составленной диаграммы произведено зонирование температурных рядов атмосферного воздуха и внутренней поверхности устройств пневматической сети поезда, определены границы температурных зон и уровня относительной влажности воздуха, при которых образование влаги не может негативно повлиять на безопасность и эффективность эксплуатации подвижного состава. Практическая значимость: Произведена адаптация исследованных закономерностей для подбора и тестирования параметров устройств подготовки сжатого воздуха по требуемой относительной влажности воздуха и температуре точки росы. Визуальное представление полученных данных также позволит повысить качество испытания осушительных установок, прошедших текущий и капитальный ремонт, за счет сопоставления уровня точки росы и текущих атмосферных и метеорологических параметров региона эксплуатации.

Ключевые слова:
Установка осушения сжатого воздуха, компрессорная установка, температура точки росы, парциальное давление пара, относительная влажность воздуха, термодинамика и теплопередача
Список литературы

1. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877-р // Консультант Плюс.

2. Крылов В. И. Автоматические тормоза подвижного состава: учебник для техникумов ж.-д. трансп. / В. И. Крылов, В. В. Крылов. — 4-е изд., перераб. и доп. Стереотипное издание. Перепечатка с издания 1983 г. — М.: Альянс, 2014. — 360 с.

3. Мирам А. О. Техническая термодинамика. Тепломассообмен: учебное издание / А. О. Мирам, В. А. Павленко. — М.: Издательство АСВ, 2011. — 352 с.

4. Электропоезд с асинхронным тяговым приводом типа ЭГЭ серии ЭС2Г исполнения «Cтандарт». Руководство по эксплуатации. Часть 5 ЭС2Г.0.00.000.000- 01 РЭ4 // ООО «Уральские локомотивы», 2014. — 245 с.

5. Бурцев С. И. Влажный воздух. Состав и свойства / С. И. Бурцев, Ю. Н. Цветков. — СПб.: СПбГАХПТ, 1998. — 146 с.

6. ГОСТ 32202—2013. Сжатый воздух пневматических систем железнодорожного подвижного состава и систем испытаний пневматического оборудования железнодорожного подвижного состава. Требования к качеству и методы контроля: Протокол заседания Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации от 27 июня 2013 г. № 57-П // Консультант Плюс.

7. Ефименко Э. Р. Распределение парциального давления водяного пара в толще ограждения: учеб.-метод. пособие к практическим занятиям по курсу «Строительная физика» / Э. Р. Ефименко. — Тольятти: ТГУ, 2010. — 44 с. ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС 2025/2 Проблематика транспортных систем 359

8. Квасников И. А. Термодинамика и статистическая физика. Т. 1: Теория равновесных систем: Термодинамика / И. А. Квасников. — М.: Ленанд, 2022. — 328 с.

9. Гущин А. М. О механизме конденсации влаги в элементах тормозной системы поезда / А. М. Гущин, Е. А. Бондарь, Т. Н. Бузько // Сборник научных трудов ДОНИЖТ. — 2021. — № 62. — С. 66–73.

10. Михеев М. А. Основы теплопередачи / М. А. Михеев, И. М. Михеева. — 2-е изд., стереотип. — М.: Энергия, 1977. — 344 с.

11. Разуваев В. Н. Научно-прикладной справочник «Климат России» / В. Н. Разуваев, О. Н. Булыгина, Н. Н. Коршунова, Л. К. Клещенко и др. // Официальный интернет-портал ВНИИГМИ-МЦД. — URL: http:// aisori-m.meteo.ru/climsprn/ (дата обращения: 18.02.2025).

12. Чайкина К. А. Промышленные технологии, использующие искусственное охлаждение / К. А. Чайкина, М. У. Абдуллаев, А. А. Литовченко, А. В. Делков // Сборник трудов. — Красноярск: Сибирский государственный университет науки и технологий, 2020 — С. 149–150.

Войти или Создать
* Забыли пароль?