Россия
Россия
УДК 65.012.2 Планирование. Программы. Планы. Вспомогательные средства планирования
В условиях глобализации и растущей конкуренции на международных транспортных рынках развитие эффективной логистической инфраструктуры становится приоритетной задачей для многих стран, включая Республику Узбекистан. Актуальность настоящего исследования продиктована необходимостью повышения конкурентоспособности национальной железнодорожной системы и интеграции в международные транспортно-логистические цепочки. В данной статье рассматривается проблема формирования рациональной и экономически обоснованной тарифной модели для контрейлерных перевозок в железнодорожной системе Узбекистана как одного из перспективных направлений развития грузоперевозок. Методы: В ходе исследования применены современные информационные технологии, анализ нормативно-правовой базы, а также данные, полученные с использованием автоматизированных систем управления перевозками. Основу методологии составляют экономико-математические модели, позволяющие осуществлять расчет себестоимости контрейлерных перевозок, а также проводить сравнительный анализ эффективности различных тарифных подходов с применением таких критериев, как Вальда, Лапласа и Сэвиджа. В статье представлена построенная тарифная сетка и приведен сравнительный анализ стоимости и времени доставки грузов по маршруту Ташкент — Бухара различными видами транспорта. Результаты: Показали, что контрейлерные перевозки обладают рядом преимуществ, включая сокращение времени доставки и снижение логистических затрат. Выявлены ключевые риски, связанные с внедрением новой тарифной модели, и предложены конкретные меры по их минимизации. Практическая значимость: Заключается в возможности ее использования для разработки стратегии развития железнодорожного транспорта Узбекистана до 2035 года, направленной на повышение эффективности и устойчивости отрасли.
Контрейлерные перевозки, тарифная модель, железнодорожный транспорт, логистика, экономико-математическое моделирование
1. Ежегодные отчеты АО «Узбекистон темир йуллари». — URL: https://railway.uz/ru/proekty/9018/ (дата обращения: 10.12.2024).
2. Государственный Комитет Республики Узбекистапо статистике. — URL: https://stat.uz/ru/ofitsialnaya-statistika/ national-accounts дата доступа 10.12.2024
3. Ларин А. Н. Контрейлерные перевозки как способ совершенствования перевозочного процесса / А. Н. Ларин, К. Е. Новоселова // Экономика и общество: современные исследования и инновационное развитие. — 2022. — С. 165–172.
4. Расулов М. Х. О перспективах развития ускоренных контейнерных перевозок в Узбекистане / М. Х. Расулов, А. Ф. Исматуллаев // Инновационный транспорт. — 2021. — № 1. — С. 50–54.
5. Басманов Д. А. Терминальная технология доставки груза в рамках контрейлерной перевозки / Д. А. Басманов // МНСК-2022. — 2022. — С. 83–84.
6. Russo F. U. Sansone The terminal cycle time in roadrail combined transport / F. U. Russo // WIT Transactions on Ecology and the Environment. — 2021. — Vol. 186. — Pp. 875–886.
7. Илесалиев Д. И. Перспективы и направления транспортного развития Узбекистана в условиях формирования железных дорог Афганистана / Д. И. Илесалиев, Ш. Г. У. Махматкулов и др. // Инновационный транспорт. — 2020. — № 3. — С. 3–6.