Россия
Цель: Определение критериев для оценки значения уклона путей в сортировочном парке при реализации режима интервально-прицельного торможения отцепов. Действующие нормативы устанавливают одинаковые значения уклонов сортировочных путей для всех горочных станций. При этом на каждой сортировочной горке есть особенности конструкции и технического оснащения, перерабатываемый вагонопоток также имеет специфику, а метеорологические условия местности являются уникальными. Следовательно, значения уклонов сортировочных путей должны определяться с учетом указанных выше особенностей расчетным путем для каждой конкретной горки. Методы: При выполнении исследований использовались: требования нормативных документов к конструкции элементов продольного профиля сортировочных путей, существующие числовые характеристики основного удельного сопротивления движению вагонов и методики расчета работы удельных сил сопротивления движению вагонов при скатывании с горки. Исследование процесса накопления составов производилось методом имитационного моделирования скатывания отцепов по сортировочному пути от парковой тормозной позиции до точки остановки. Обработка результатов экспериментов выполнялась с использованием методов теории вероятностей и математической статистики. Результаты: Установлено, что оценка значения уклона основной части сортировочных путей может производиться на основании определения следующих показателей: вероятности недокатывания отцепов до стоящих в парке групп вагонов; вероятности соединения отцепов со стоящей в парке группой вагонов с повышенными скоростями; вероятности соответствия результатов скатывания отцепов потребным условиям эксплуатации. Приведенный метод оценки значения уклона основной части путей сортировочного парка может использоваться для сортировочных горок, на которых реализуется режим интервально-прицельного торможения. Особенностью данного режима регулирования скорости движения отцепов является отсутствие на сортировочном пути дополнительных технических средств, позволяющих воздействовать на движущийся отцеп, что определяет случайный характер процесса накопления составов, для оценки качества которого целесообразно использовать вероятностные показатели. Практическая значимость: Предлагаемый метод может использоваться для оценки качества функционирования сортировочных горок, а также при сравнении вариантов проектных решений при строительстве новых или реконструкции существующих сортировочных парков.
Уклон путей сортировочного парка, основное удельное сопротивление движению вагонов, имитационное моделирование процесса заполнения сортировочных путей, дальность пробега отцепов, скорость соударения вагонов, режимы регулирования скорости скатывания отцепов
1. СП 119.13330.2024. СНИП 32-01-95. Свод правил Железные дороги колеи 1520 мм: утв. Мин. строит. и жил.-коммун. хоз. РФ, 01.07.2024, № 432/пр.
2. Правила и нормы проектирования сортировочных устройств на железных дорогах колеи 1520 мм: утв. МПС РФ 10.10.03. — М.: Техинформ, 2003. — 168 с.
3. Инструкция по проектированию станций и узлов на железных дорогах Союза ССР: BCH 56-78. — Введ. 01.01.1979 / Минтрансстрой СССР, МПС СССР. — М.: Транспорт, 1978. — 175 с.
4. Технические указания на проектирование станций и узлов: утв. МПС СССР 24.11.1947 / ВНИИ ж.-д. трансп. — М.: Трансжелдориздат, 1948. — 124 с.
5. Технические указания по проектированию станций и узлов на железных дорогах общей сети Союза ССР: ВСН 56-61: утв. МПС СССР 12.06.1961. — М.: Трансжелдориздат, 1961. — 151 с.
6. Технические указания по проектированию станций и узлов на железных дорогах общей сети Союза ССР: изменения и дополнения № 1: ВСН 56-65: утв. МПС СССР 30.07.1965. — М.: Оргтрансстрой, 1965. — 26 с.
7. Боровлев П. В. Оценка отклонения профиля пути сортировочного парка в режиме реального времени / П. В. Боровлев // Железная дорога: путь в будущее: сборник материалов I Международной научной конференции аспирантов и молодых ученых, Москва, 28–29 апреля 2022 года. — М.: Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта, 2022. — С. 300–304.
8. Коваленко Н. А. Факторы, определяющие величину и нормы закрепления «барьерных групп» / Н. А. Коваленко, А. А. Бородин, К. А. Тарасов // Мир транспорта. — 2019. — Т. 17. — № 6(85). — С. 242– 257. — DOI:https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-242-257.
9. Шейкин В. П. Эффективность систем квазинепрерывного регулирования скорости отцепов на сортировочных горках с использованием точечных вагонных заместителей / В. П. Шейкин, В. А. Кобзев, В. И. Метельский // Вестник Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. — 1992. — № 5. — С. 17–21.
10. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации: утв. приказом Минтранса России от 23.06.2022 № 250. — М.: ИНФРА-М, 2022. — 561 с.
11. Правила и нормы проектирования сортировочных устройств на железных дорогах Союза ССР: ВСН 207- 89 / МПС СССР. — М.: Транспорт, 1992. — 104 с.
12. Свид. 2023618062 Российская Федерация. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ. Программа для расчета показателей процесса заполнения путей сортировочного парка / А. А. Климов, А. А. Гунбин; заявитель и правообладатель ФГБОУ ВО СГУПС (RU). — № 2023616946; заявл. 11.04.2023; опубл. 18.04.2023.
13. Климов А. А. Принципы моделирования процесса заполнения путей сортировочного парка при расформировании составов / А. А. Климов // Политранспортные системы: материалы XII Международной научно-технической конференции. В 3 частях, Новосибирск, 21–22 сентября 2022 года. Часть 3. — Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2022. — С. 126–131.
14. Климов А. А. Анализ уклона сортировочных путей в современных условиях эксплуатации / Климов А. А. // Пятая международная научно-практическая конференция «Развитие инфраструктуры и логистических технологий в транспортных системах» (Санкт-Петербург, 11–13 октября 2023 г.): сборник трудов : в 2 частях / Под ред. О. С. Валинского, А. А. Краснощека, П. К. Рыбина. — СПб.: ФГБОУ ВО ПГУПС, 2023. — Ч. 1. — С. 85–94.