Россия
Россия
Россия
Россия
УДК 519.876.5 Цифровое имитирование и моделирование систем
Цель: Создание информационной основы для модернизации существующих и разработки новых методов оптимального трассирования железной дороги на участках со сложным пересеченным рельефом местности. Методы: Применены математическое моделирование, методы оптимизации и теории принятия решений. Результаты: Поставлен вычислительный эксперимент, определены этапы его проведения, и разработан алгоритм формирования множества допустимых вариантов трассы на участке местности с продольным водоразделом, двумя поперечными водоразделами и логом. Практическая значимость: Сформированные по результатам проведения эксперимента множества допустимых вариантов трассы на участках со сложным пересеченным рельефом местности послужат информационной основой совершенствования математического обеспечения реализации новой технологии автоматизированного проектирования железных дорог, которая должна кардинально снизить затраты времени на принятие эффективных проектных решений.
Трасса железной дороги, план трассы, проектная линия, пересеченный рельеф местности, математическая модель, методы оптимизации
1. Турбин И. В. Метод оптимизации положения трассы железной дороги в плане, осно- ванный на принципах направленного поиска / И. В. Турбин // Труды МИИТа. Совершенствование методов проектирования железных дорог. — 1976. — Вып. 538. — С. 16–23.
2. Турбин И. В. Основы системы машинного трассирования на косогорных участках напряженного хода / И. В. Турбин // Труды МИИТа. Вопросы повышения качества и эффектив- ности проектных решений железных дорог. — 1978. — Вып. 614. — С. 21–25.
3. Анисимов В. А. Численные методы выбора положения трассы на участке напряжен- ного хода / В. А. Анисимов // Труды МИИТ. — 1982. — Вып. 715. — С. 98–107.
4. Струченков В. И. Основы теории и методы оптимизации трасс железных дорог и дру- гих линейных объектов: дис. … д-ра техн. наук / В. И. Струченков. — М.: ВНИИ транспортно- го строительства, 1985. — 405 с.
5. Шейдвассер Д. М. Оптимизация трасс железных дорог на напряженных ходах / Д. М. Шейдвассер // Автоматизация проектирования объектов транспортного строительства. — М.: Транспорт, 1986. — С. 16–29.
6. Струченков В. И. Методы оптимизации трасс в САПР линейных сооружений / В. И. Струченков. — М.: СОЛОН-Пресс, 2020. — 272 с.
7. Струченков В. И. Компьютерные технологии в проектировании трасс линейных соо- ружений / В. И. Струченков // Российский технологический журнал. — 2017. — Т. 5. — № 1(15). — С. 29–41.
8. Карпов Д. А. Двухэтапная сплайн-аппроксимация в компьютерном проектировании трасс линейных сооружений / Д. А. Карпов, В. И. Струченков // Российский технологический журнал. — 2021. — Т. 9. — № 5. — С. 45–56. — DOI:https://doi.org/10.32362/2500-316X-2021-9-5-45-56.
9. Карпов Д. А. Сплайн-аппроксимация многозначных функций в проектировании трасс линейных сооружений / Д. А. Карпов, В. И. Струченков // Russ. Technol. J. — 2022. — Т. 10. — № 4. — С. 65–74. — DOI:https://doi.org/10.32362/2500-316X-2022-10-4-65-74.
10. Карпов Д. А. Оптимизация параметров сплайна при аппроксимации многозначных функций / Д. А. Карпов, В. И. Струченков // Russ. Technol. J. — 2023. — Т. 11. — № 2. — С. 72–83. — DOI:https://doi.org/10.32362/2500-316X-2023-11-2-72-83.
11. Карпов Д. А. Комбинированные алгоритмы аппроксимации для интерактивного про- ектирования дорожных трасс в системах автоматизированного проектирования / Д. А. Карпов, В. И. Струченков // Russ. Technol. J. — 2023. — Т. 11. — № 4. — С. 72–83. — DOI:https://doi.org/10.32362/2500- 316X-2023-11-4-72-83.
12. Струченков В. И. Использование сплайнов сложной структуры в проектировании дорожных трасс / В. И. Струченков, Д. А. Карпов // Russ. Technol. J. — 2024. — Т. 12. — № 1. — С. 111–122. — DOI:https://doi.org/10.32362/2500-316X-2024-12-1-111-122.
13. Богданов А. И. Математическая модель продольного профиля трассы новых железных дорог / А. И. Богданов // Проектирование развития региональной сети железных дорог. — 2018. — № 6. — С. 12–15.
14. Богданов А. И. Математическая модель плана трассы новых железных дорог / А. И. Богданов // Проектирование развития региональной сети железных дорог. — 2019. — № 7. — С. 17–23.
15. Богданов А. И. Общая модель плана и профиля для автоматизированного проектиро- вания новых и реконструируемых железных дорог / А. И. Богданов // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. — 2019. — № 3(63). — С. 142–148. — DOI:https://doi.org/10.26731/1813- 9108.2019.3(63).142-148.
16. Пренинг Р. Д. О совершенствовании математических моделей и методов трассирования участков железных дорог в условиях пересеченного рельефа / Р. Д. Пренинг, Р. В. Виноградов, А. Ш. Баткаева, А. М. Лазарева // Вестник транспорта Поволжья. — 2025. — № 1(109). — С. 128–135.
17. Свид. 2025610833 Российская Федерация. Программа формирования множества вари- антов трассы железной дороги на участках с пересеченным рельефом местности: заявл. 28.12.2024: опубл. 14.01.2025 / Р. Д. Пренинг, Р. В. Виноградов, А. Ш. Баткаева, А. М. Лазарева; заявитель — Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I».