Россия
Россия
Цель: Проверить возможность перекатывания вагонов через тормозные башмаки при маневрах с целью обеспечить корректный расчет необходимого числа тормозных башмаков при учете физических характеристик закрепляемого подвижного состава и параметров продольного профиля пути. Методы: Применены методы моделирования и анализа. Моделирование движения вагонного отцепа перед соударением основано на численном решении дифференциального уравнения. Анализ возможности перекатывания вагонов через тормозной башмак проводится с энергетической позиции. Результаты: Рассмотрен пример из эксплуатационной практики: движение группы из 25 груженых цистерн, ее соударение со стоящей на пути группой таких же груженых цистерн, состоящей из 41 вагона. При типовых условиях маневровой работы при проталкивании локомотивом состава, закрепленного башмаками, должно происходить скольжение башмака по рельсу. Однако на практике встречаются случаи так называемого «приваривания» башмака к рельсу, то есть резкого возрастания коэффициента трения, что приводит к перекатыванию колеса через башмак. Показано, что в условиях продавливания вагонного отцепа локомотивом возможно перекатывание колес через тормозной башмак. При ударе перескок колес вагонов через башмаки в рассмотренных условиях представляется маловероятным. Выполненные расчеты относятся к двубортным тормозным башмакам, в случае однобортных башмаков повышается вероятность его выброса при наезде колеса. Числовой пример рассмотрен в предположении, что колебания жидкости в цистернах практического влияния на динамику движения подвижного состава при маневровых скоростях оказать не могут, но при соударении вызывают рассеивание кинетической энергии. Практическая значимость: Приведенный анализ позволяет уточнить нормы и способы закрепления подвижного состава при маневрах на станции.
Тормозной башмак, вагонный отцеп, маневровая работа, уравнение движения, скорость соударения, энергия отцепа
1. Исаев К. С. Упоры для механизированного закрепления подвижного состава / К. С. Исаев, В. П. Шейкин, В. М. Сорокодумов, М. Ф. Бобылев // Автоматика, телемеханика и связь. — 1996. — № 1. — С. 25–27.
2. Малахов А. И. О технических средствах для закрепления подвижного состава на станционных путях / А. И. Малахов, Ю. А. Хахишвили // Вестник Липецкого государственного технического университета. — 2020. — № 1(42). — С. 49–53.
3. Ильин А. М. Многовариантная верификационная методика расчета норм закрепления подвижного состава на железнодорожных путях станций / А. М. Ильин, О. Н. Числов // Вестник РГУПС. — 2020. — № 3. — С. 115–123.
4. Похилко С. П. Автоматизация методики расчета норм закрепления подвижного состава на станционных путях / С. П. Похилко, И. С. Иванченко // Сборник научных трудов Донецкого института железнодорожного транспорта. — 2020. — № 59. — С. 27–38.
5. Шимановский А. О. Компьютерное моделирование динамики взаимодействия колесных пар вагонов с тормозными башмаками / А. О. Шимановский, М. Г. Кузнецова, О. В. Демьянчук // Механика машин, механизмов и материалов. — 2021. — № 4(57). — С. 48–55.
6. Числов О. Н. Совершенствование методологических и технико-технологических решений по закреплению перспективных видов подвижного состава на станционных железнодорожных путях / О. Н. Числов, А. М. Ильин // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. — 2022. — № 1(60). — С. 38–48.
7. Правила тяговых расчетов для поездной работы. — М.: Транспорт, 1980. — 287 с. Рис. 4. Минимальная сила тяги в зависимости от высоты башмака: 1 — груженая цистерна, 2 — порожняя цистерна 2025/2 Proceedings of Petersburg Transport University 306 Проблематика транспортных систем
8. Смирнов В. И. Динамические особенности скатывания вагонов с сортировочной горки / В. И. Смирнов, С. А. Видюшенков, А. С. Кухарева // Известия Петербургского университета путей сообщения. — 2019. — Т. 16. — Вып. 2. — С. 241–250.
9. ГОСТ22235—76. Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. — М.: Издательство стандартов, 1978. — 35 с.
10. Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации. ЦД-206. — М.: Транспорт, 2000. — 117 с.
11. Марков Д. П. Стояночные тормозные башмаки для закрепления подвижного состава на станционных путях. Полигонные испытания / Д. П. Марков, И. Н. Воронин, Н. П. Шипулин, В. И. Маршев и др. // Вестник ВНИИЖТ. — 2016. — Т. 75. — № 5. — С. 308–317.