Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
Россия
Россия
Цель: Показать возможность организации комплексной методологии формирования транспортно-градостроительной структуры городов и агломераций. Методы: Математическое моделирование, методы обработки больших объемов данных, методы геоинформационного анализа. Результаты: Приведены основные алгоритмы рассматриваемых математических моделей, которые охватывают спектр решаемых задач по развитию территориально-транспортной структуры: от стратегического планирования до экономического обоснования. Предложена последовательность использования методов моделирования для построения территориально-транспортной структуры городских агломераций, а также для решения иных задач в сфере транспортно-градостроительного планирования. Представленная методология основана на комплексном анализе существующих направлений и моделей транспортно-градостроительного планирования и моделирования. Практическая значимость: Объединение математических моделей в комплексной методологии формирования территориально-транспортной структуры городов и агломераций является важным научно обоснованным решением, внедрение которого может внести значительный вклад в территориальное развитие.
Математическое моделирование, транспортное планирование, агломерация, городской пассажирский транспорт, транспортная сеть, транспортно-пересадочный узел, матрица корреспонденций
1. Капский Д. В. Транспорт в планировке городов: учебно-методическое пособие для студентов специальности 1-44 01 02 «Организация дорожного движения»: в 10 частях / Д. В. Капский, Л. А. Лосин. — Минск: БНТУ,
2. — Ч. 1: Транспортное планирование: математическое моделирование. — 94 с.
3. Мягков В. Н. 55 лет лаборатории математического моделирования функционально-пространственного развития городов Ленинградского отделения ЦЭМИ — ЭМИ РАН — ИПРЭ РАН / В. Н. Мягков, Л. А. Лосин, Н. В. Булычева // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. — 2024. — № 1(76). — С. 116–125.
4. Мягков В. Н. Математическое обеспечение градостроительного проектирования. / В. Н. Мягков, Н. С. Пальчиков, В. П. Федоров; отв. ред. Б. Л. Овсиевич. — Л.: Наука, Ленингр. отделение, 1989. — 144 с.
5. Экономико-математические исследования: матматические модели и информационные технологии / Ред. засл. деятель науки, д-р ф.-м. н. И. В. Романовский // Сборник трудов СПб ЭМИ РАН. № 9. Математические модели в исследовании процессов развития городской среды. — СПб.: Нестор-История, 2015. — 84 с.
6. Якимов М. Р. Транспортное планирование: создание транспортных моделей городов / М. Р. Якимов. — М.: Логос, 2013. — 188 с.
7. Ortuzar J. D. Modeling Transport / J. D. Ortuzar, L. G. Willumsen // John Wiley & Sons Ltd. — 2001. — 594 p.
8. Davidson P. A new approach to transport modelling — the Stochastic Segmented Slice Simulation (4S) model and its recent applications / P. Davidson // Australasian Transport Research Forum, Proceedings 28−30 September 2011. — Adelaide. — 2011
9. McNally M. G. The Four Step Model / M. G. McNally // Department of Civil and Environmental Engineering and Institute of Transportation Studies, University of California, Irvine, U.S.A. — 2007.
10. Свердлин Л. И. Транспортные обоснования композиции генерального плана города / Л. И. Свердлин // Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния: материалы XI Международной научно-практической конференции. — Екатеринбург: АМБ, 2005. — С. 40–43.
11. Федоров В.П. Методы математического моделирования для проектирования городской транспортной системы на досетевом уровне / В. П. Федоров, Л. А. Лосин // Транспорт Российской Федерации. — 2012. — № 2(39). — С. 42–45.
12. Булычева Н. В. Исследование влияния параметров транспортной модели на результаты расчетов пассажиропотоков (на примере Санкт-Петербурга) / Н. В. Булычева, Д. В. Капский, Л. А. Лосин // Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия физико-математических наук. — 2023. — Т. 59. — № 3. — С. 253–264.
13. Федоров В. П. Формирование вариантов развития городских транспортных сетей: разработка метода / В. П. Федоров // Транспорт Российской федерации. — СПб.: ООО «Т-Пресса», 2012. — № 3-4 (40-41). — С. 17–21.
14. Булычева Н. В. Моделирование системы общественного транспорта на основе пассажиропотоков, сформированных на условной сети / Н. В. Булычева, Л. А. Лосин // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. — 2021. — № 2(65). — С. 86–92.
15. Булычева Н. В. Оценка роли метрополитена в структуре системы пассажирского транспорта в крупном городе / Н. В. Булычева, Л. А. Лосин // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. — 2022. — № 3(70). — С. 93–102.
16. Калюжный Н. А. Информационно-программный комплекс Citraf и его применение для решения задачи по определению мест формирования транспортно-пересадочных узлов / Н. А. Калюжный, А. И. Лисененков, Л. А. Лосин // Вестник гражданских инженеров. — СПбГАСУ, 2018. — Вып. 5(70). — С. 174–181.
17. Булычева Н. В. Определение пассажирских корреспонденций с недостаточным уровнем транспортного обслуживания (на примере сети общественного транспорта Санкт-Петербурга) / Н. В. Булычева, Л. А. Лосин // Социально-экономические проблемы развития и функционирования транспортных систем городов и зон их влияния. — Минск: БНТУ, 2018. — С. 79–88.
18. Лосин Л. А. Определение потенциала полицентричности городских районов на основе математического моделирования систем городского пассажирского транспорта / Л. А. Лосин, Н. А. Калюжный // Известия Петербургского университета путей сообщения. — СПб.: ПГУПС, 2025. — Т. 22. — Вып. 1. — С. 47–59.
19. Калюжный Н. А. Экономическая оценка территорий объектов транспортной инфраструктуры (на примере транспортно-пересадочного узла «Девяткино») / Н. А. Калюжный // Транспорт Российской Федерации. — 2020. — № 3–4(88–89). — С. 24–27.
20. Лосин Л. А. Стратегическое транспортное планирование развития Санкт-Петербургской городской агломерации / Л. А. Лосин, В. В. Солодилов // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. — 2020. — № 1(60). — С. 84–93.